Судебная практика показывает, что многие компании при налоговой проверке не могут надлежащим образом подтвердить должную осмотрительность при выборе контрагента.
В случае, если налоговыми органами будет доказан факт действия компании без должной осмотрительности при выборе контрагента, налоговая выгода компании может быть признана необоснованной: по налогу на прибыль — учитываемые затраты будут признаны необоснованными, а вычет по НДС — неправомерным.
Во избежание таких последствий, компания должна доказать, что при рассмотрении контрагента для потенциального сотрудничества, проявила должную осмотрительность, и выполнить следующий алгоритм мероприятий:
1. Проверить будущего контрагента на сайте ИФНС с помощью доступных налоговых сервисов, а также вспомогательных баз данных, публикуемых федеральными органами исполнительной власти и судами.
2. Запросить бумажную выписки из ЕГРЮЛ: данную процедуру рекомендуется осуществить на момент, либо непосредственно перед заключением договора, чтобы в будущем сослаться не нее при проверке.
3. Перед заключением договора компания может запросить заверенные копии учредительных документов, включающие:
— Свидетельство ОГРН;
— Свидетельство ИНН;
— Решение о создании компании (в нем указываются как учредитель, так и руководитель компании);
— Приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера компании;
— Устав;
— Лицензии (если это предусмотрено деятельностью контрагента).
Также на практике многие компании запрашивают копии бухгалтерской отчетности у контрагента, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам и т.п.
4. Компания вправе запросить документ, подтверждающий полномочия руководителя контрагента по заключению сделки (например, Приказ о назначении руководителя), либо доверенность от его уполномоченного представителя.
Если компания при выстраивании деловых отношений с потенциальным контрагентом соблюдет вышеперечисленный алгоритм действий, это во многом поможет ей "отбиться" при налоговой проверке. Также, комплект этих документов будет безусловно полезен при возникновении спорных вопросов с самим контрагентом.