Налоговые инспекции активно начали проверять обоснованность выбора контрагентов.
В марте 2017г. было опубликовано Письмо ФНС №ЕД-5-9/547, в котором налоговых инспекторов обязали запрашивать у компаний пояснения по выбору деловых партнеров, причины, побудившие компанию отдать предпочтение контрагенту для дальнейшего сотрудничества. В целях обеспечения исполнения положений мартовского Письма налоговые инспекторы будут проверять, через какие информационные источники компания выбрала контрагента, ключевые критерии, по которым был отобран будущий деловой партнер, наличие у контрагента необходимых ресурсов для участия в деловом обороте, а также какова доля сделок с контрагентами, имеющими задолженность перед ИФНС. В случае если компания не сможет аргументировать свой выбор по конкретному контрагенту, налоговая пришлет требование о необоснованности вычета по НДС и в принудительном порядке снимет расходы.
Признаками недобросовестности при избрании контрагента может быть:
- — отсутствие контактных данных руководства и (или) уполномоченных лиц контрагента, с которыми обсуждались условия заключения сделки;
- — компания не смогла предоставить копии учредительных документов, подтверждающих полномочия руководителя контрагента, а также копии документа, устанавливающего его личность;
- — компания не представила источник, по которому получила информацию о контрагенте (рекомендации, отзыв о деловой репутации, сайт, средства массовой информации);
- — отсутствие документов, подтверждающих фактическое местонахождение офиса контрагента, договора аренды складских помещений, если они упоминались в договоре;
- — в реестре юридических лиц отсутствуют сведения о контрагенте, либо лицензии и разрешения, предоставленные им при заключении, являются недействительными.
Налоговые инспекторы также проведут сравнительный анализ рынка по товарам, работам или услугам, предоставляемых контрагентом. Если разница в стоимости будет заметно отличаться от конкурентов в сторону увеличения, это станет дополнительным основанием для проверки.