Судебная практика показывает, что многие компании при налоговой проверке не могут надлежащим образом подтвердить должную осмотрительность при выборе контрагента.

В случае, если  налоговыми органами будет доказан факт действия компании без должной осмотрительности при выборе контрагента, налоговая выгода компании может быть признана необоснованной: по налогу на прибыль  — учитываемые затраты  будут признаны необоснованными, а вычет по НДС — неправомерным.

Во избежание таких последствий,   компания должна доказать, что при рассмотрении контрагента для потенциального сотрудничества, проявила должную осмотрительность, и выполнить следующий алгоритм мероприятий:

1. Проверить  будущего контрагента на сайте ИФНС с помощью доступных налоговых сервисов, а также вспомогательных баз данных, публикуемых  федеральными органами исполнительной власти и судами.

2. Запросить бумажную выписки из ЕГРЮЛ: данную процедуру рекомендуется осуществить на момент, либо непосредственно перед заключением договора, чтобы в будущем сослаться не нее при проверке.

3. Перед заключением договора компания может запросить заверенные копии учредительных документов, включающие:

— Свидетельство ОГРН;

—  Свидетельство ИНН;

—  Решение о создании компании (в нем указываются как учредитель, так и руководитель компании);

—  Приказы о назначении руководителя и главного бухгалтера компании;

—  Устав;

—  Лицензии (если это предусмотрено деятельностью контрагента).

Также на практике многие компании запрашивают копии бухгалтерской отчетности у контрагента, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам и т.п.

4.  Компания вправе запросить документ, подтверждающий полномочия руководителя контрагента по заключению сделки (например, Приказ о назначении руководителя), либо доверенность от его уполномоченного представителя.

Если компания при выстраивании деловых отношений с потенциальным контрагентом соблюдет вышеперечисленный алгоритм действий, это во многом поможет ей "отбиться" при налоговой проверке. Также, комплект этих документов будет безусловно полезен при возникновении спорных вопросов с самим контрагентом.